Оборудование, приборы и инструменты, применяемые для диагностирования и ремонта легковых автомобилей

Рихтовка выстукиванием и вытягивание зацепом

Работа сопровождается большими затратами времени и усилий, поскольку придется демонтировать кузов в поврежденном месте, а затем отметить область вмятины. Для выстукивания дефектов нужна опорная поверхность. Для этого подойдет наковальня.

Иногда приходится слегка подогревать металл для придания ему мягкости.

Второй метод подразумевает устранение вмятин зацепами. Это практикуется при более крупных дефектах кузова. Процесс производится по простому алгоритму: в центр проблемной зоны вкручивается саморез, а затем ударами молотка вытягивается изгиб до возвращения обрабатываемой зоны в исходное положение. Следы от саморезов можно закрасить или обработать шпаклевкой.

Споттер для рихтовки авто

Кузовной ремонт, в том числе рихтовку, можно производить методом контактной сварки. В качестве инструмента в данном случае используются споттер – на деформированную поверхность привариваются крепежные элементы, с помощью которых вытягивается металл. Если в стандартном методе для выравнивания поверхности необходимо железо выстукивать изнутри, то благодаря контактной сварке и специальному приспособлению выравнивание поверхности металла производится снаружи.

Использование споттера дает определенные преимущества:

  • пользоваться контактной сваркой безопаснее, чем обычным сварочным аппаратом, от него практически не летят искры;
  • на месте сварки не образуется окалин и шлака, сварочным аппаратом не прожигается даже тонкий металл;
  • приваривать крепеж можно несколько раз, так крепежные шайбы от сварки не плавятся;
  • использование споттера повышает производительность работ – процесс рихтовки занимает меньше времени.
  • мощности аппарата;
  • страны-производителя;
  • бренда;
  • степени оснащенности (комплектации).

Наиболее известными фирмами, выпускающими оборудование, являются:

Использовать споттер особенно выгодно в условиях крупного автосервиса, специализирующегося на кузовном ремонте. Принцип работы оборудования следующий:

  • участок кузовной поверхности, который необходимо выровнять, тщательно зачищается от лакокрасочного покрытия;
  • также зачищается участок кузовной детали, где будет крепиться массовый провод сварочного аппарата;
  • после обработки металл очищается с помощью сжатого воздуха, устанавливается масса – контакт должен быть надежным;
  • затем к кузовной поверхности на поврежденном участке привариваются крепежные элементы (шайбы);
  • на обратный молоток устанавливается крючок для шайб;
  • металл на поврежденном участке выправляется следующим образом – крючок зацепляется за шайбу, а обратным молотком железо вытягивается наружу;
  • затем шайбы удаляются, поверхность защищается и выравнивается.

Для глубоких и больших вмятин применяется система вытяжки, в этом случае:

  • на ремонтируемую поверхность привариваются специальные шайбы с удлинителем;
  • в отверстия шайб вставляется пруток;
  • на кузове закрепляется система вытяжки, соединяется с прутком;
  • зачем посредством рычагов металл на деформируемом участке вытягивается.

Также вмятины можно выправить с использованием:

  • иглы для точечной сварки и обратного молотка;
  • приваривания к поврежденному участку звездочек;
  • приваривания волновой проволоки (для длинных и узких участков повреждений).

Контактный сварочный аппарат также можно использовать для осадки металла. В условиях автомастерской цена рихтовки с помощью споттера снижается – работа занимает меньше времени, рихтовка становится не такой трудоемкой.

Мелкий кузовной ремонт

Допустим, после несерьезного ДТП на кузове автомобиля образовалась небольшая вмятина, или Вы купили подержанный автомобиль с уже имеющимся дефектом. Часто случается, что автовладельцы исправляют локальные повреждения своими силами, а не обращаются за этой услугой в специализированный центр. Когда вмятина небольшая, и при столкновении не было сильного удара, который бы мог нарушить геометрию кузова, нет смысла отдавать несколько тысяч рублей за кузовные работы, если справиться с ними можно самостоятельно. Если задаться целью, то обучиться жестяным работам можно очень быстро, а вложения в покупку рихтовочного инструмента будут минимальны. Автолюбителями для этих целей используются те же, приспособления, что и мастерами.

Обычно, при исправлении вмятин применяется метод выколотки, для чего необходимы специальные молотки и зубила разной формы. Чтобы придать части кузова первоначальную форму (прямую или округлую) используют наковальни специальной формы. Деталь кузова демонтируют, подкладывают под вмятину наковальню и выстукивают молоточком и зубилами до придания участку первоначальной формы. Таким образом, можно вернуть автомобилю прежний вид без использования шпаклевки и без покраски.

Покупка рихтовочного инструмента необходима, если Вы действительно будете серьезно заниматься жестяными работами. Например, одни автолюбители покупают битые машины, исправляют дефекты и перепродают, другие – занимаются этим ради удовольствия (ремонтируют автомобили знакомых), третьи – набравшись опыта, организуют частные мастерские прямо в гараже.

Крючки, рычаги и прочие приспособления

Рихтовщику, который работает над приданием деформированному кузову первоначальной формы, для выполнения полного объема ремонтных работ с автомобильным покрытием пригодятся также:

Рихтовочные крюки должны быть изготовлены из металла толщиной не менее 10-12 мм.

Выпуклые, упругие, вытягивающие, выравнивающие, универсальные ложки.

Ложкоподобные инструменты производят выгибание и вытягивание труднодоступных (внутренних) частей кузова.

Другие рычаги для контактного ремонта.

Рычаги применяются там, где обычного человеческого усилия не хватает.

Правка и рихтовка автомобилей производится, начиная с самой большой вмятины, с использованием подходящих инструментов, при этом рихтовочные молотки остаются основным выпрямляющим приспособлением.

В целях выравнивания вдавленных частей неотрихтованного кузова автомобиля применяется гидравлический кузовной ремонт. С помощью насоса со всевозможными прямыми и фигурными насадками, оснащенного цилиндрами и работающего на гидравлическом механизме, осуществляют вакуумную вытяжку вмятин авто. При невозможности сделать выпрямление с помощью насосов полезными могут стать зажимы и захваты. В рихтовочные комплекты обычно включают несколько таких зажимающих приспособлений разных размеров (диаметров). Также захваты различаются между собой количеством креплений (их может быть от 1 до 3 шт.) и способом фиксации (самый распространенный метод укрепления на кузове — с помощью шурупа).

Пневмомолотки используются для качественного рихтования труднодоступных мест авто. Также для выполнения особо сложных рихтовочных работ существуют специальные металлические механические агрегаты, имеющие несколько опор (от двух до четырех), между которыми закреплен опускающийся и поднимающийся стержень. Он просовывается в заранее проделанное отверстие той части кузова, где требуется вытягивание. Вместе со стержнем на таком приспособлении обычно используются крепления.

Перед началом рихтовочных работ следует, осмотрев повреждения авто, из всего разнообразия специнструментов подобрать те, которые помогут в рассматриваемом случае. Для небольших повреждений подойдет домашний рихтовочный набор, чтобы выполнить выпрямление более глубоких вмятин, следует прибегнуть к помощи специалистов из авторемонтной мастерской.

Популярные товары

Nordberg WS5 (220В)

Nordberg WS9 (380В)

Nordberg WS10 (380В)

занимается поставками сертифицированного оборудования для кузовных цехов с 1998 года. Мы реализуем профессиональный инструмент, различные агрегаты и устройства с доставкой и монтажом. В случае необходимости нами может быть выполнен полный комплекс работ под ключ. На всё оборудование для кузовного цеха и оказываемые услуги предоставляется официальная гарантия.

Усадка растянутого металла

Растянутые металлические поверхности после рихтовки становятся выше остальных частей, а также теряют запас прочности и становятся нестабильными. Металл не удастся простучать молотком или опустить ниже ввиду отсутствия свободного места. Поверхность либо деформируется, уйдя в противоположную сторону, либо вернется на исходное место.

Если вам удалось устранить деформацию с использованием нужных инструментов и подходящего усилия, то растянутый металл появится только в зоне размещения дефекта. Если реставрация производилась без тщательной оценки состояния поверхностей, проблема усугубится, и следы растягивания металла проявятся по всей плоскости.

Чтобы вернуть материалу исходное состояние, потребуется определить самую высокую точку растягивания и прогреть ее специализированным инструментом. Затем необходимо поместить поддержку под нагретый участок и сделать несколько ударов молотком по горячему металлу. В результате он будет усажен, а нагретое пятно станет толще.

В завершение нужно охладить участок губкой или мокрой тряпкой. Подобный метод позволит усадить и другие участки

Но главное – соблюдать осторожность и не переборщить. В противном случае поверхность деформируется, и возникнут другие проблемы

Усадка нагревом производится с учетом следующих правил:

  • обратную сторону прогреваемой зоны нужно очистить от слоя шумоизоляции;
  • во время усадки следует применять поддержку с меньшей выпуклостью, чем растянутый металл;
  • для большинства задач подходит ацетиленовая горелка с насадкой. Также можно обойтись методом нагрева полуавтоматической сваркой или угольным электродом;
  • с помощью ацетиленовой горелки нужно прогреть основание до ярко-красного цвета;
  • нельзя остужать металл, который прогрелся до красного цвета. Лучше подождать, чтобы он остыл и стал черным;
  • избегайте нагревания области до такой степени, что вы не сможете осадить ее молотком за один раз. Горелкой удается прогреть участок от 10 до 25 мм;
  • при нагреве запрещено допускать круговые движения по спирали и от периферии к центру;
  • нельзя делать усадку, пока металл не будет выправлен к исходному состоянию;
  • нельзя нагревать для усадки дефектный участок;
  • если проблемное место обладает небольшим размером, нужно прогревать небольшое пятно;
  • усадка растянутого материала производится и без охлаждения;
  • после усадки используют дополнительное выравнивание основания.

Заключение

Если вы решились на самостоятельную рихтовку кузова, будьте готовы учитывать как положительные моменты своего выбора, так и некоторые подводные камни и неприятные моменты. Даже если этот этап будет завершен успешно, не забывайте, что за ним следует еще одна непростая работа, а именно – окрашивание кузова. И стоимость покраски может неприятно вас удивить, особенно если при рихтовке были допущены ошибки.

Видео про рихтовку и покраску машины:

Как сделать рихтовку кузова автомобиля своими руками: инструменты, методы работы, особенности. Видео про рихтовку и покраску машины.

 

||list|

Наковальни и поддержки для рихтовки

Молоток и напильник – не единственные ручные инструменты, без которых не обходится рихтовка машины. Часто требуются вспомогательные приспособления, облегчающие работу:

  • Поддержки. Крупные бруски из металла, которые имеют форму восстанавливаемой детали. Поддержка устанавливается по обратную сторону от детали, после чего та обрабатывается и выравнивается. Для работы нужен целый набор разных поддержек.
  • Наковальня. Правка и рихтовка металла при помощи молотка не обходится без наковальни. Она выполняет роль универсальной поддержки, которую можно использовать для ударного выпрямления любых деталей автомобильного кузова.

Молоток молоток для рихтовки и выравнирания

Набор для рихтовки и вытягивания автомобиля должен содержать несколько молотков разных видов, комплект поддержек и наковальню. При наличии указанных инструментов восстановление кузова пройдет успешно даже в домашних условиях.

Особенности кузовного ремонта

Рихтовка кузова автомобиля может осуществляться любым из всех вышеперечисленных методов. Также вы можете комбинировать их, ведь они отлично дополняют друг друга. К примеру, изначально можно использовать минилифтер или обратный молоток, даже если лакокрасочное покрытие повреждено, а затем – перейти к традиционному рихтованию поверхности.

На самом деле, рихтовка авто – не такой сложный процесс, как кажется на первый взгляд. Необходимо только «чувствовать» металл. Контролировать материал сложно лишь на автомобилях старого советского образца, иномарки же податливы к любому воздействию. Что касается машин, изготовленных в Китае или Японии – вмятины на их поверхности можно выдавить даже голыми руками, без каких-либо приспособлений.

Итак, выровнять металл на автомобиле своими силами вы можете, используя различные молотки и оправки, а можете не тратить своё время и усилия и прибегнуть к более простым технологиям: присоскам, минилифтерам или споттерам.

Рихтовка с помощью споттера

Значительная часть кузовного ремонта в автомастерских приходится на корректировку вмятин на дверях, порогах, крыльях автомобиля. Споттер помогает сэкономить деньги и время при ремонте вмятин. Не забывайте качественно подготовить деталь перед работой.

Рихтовка авто начинается с того, что нужно укрепить споттер. Некоторые устройства поддерживают возможность магнитного прикрепления. Эта возможность помогает закрыть дверь полностью, и работа станет удобнее.

После этого приварите шайбы и поправьте дефектный участок, зацепляясь за каждую из шайб по очереди; используйте обратный молоток.

Стенд для вытягивания кузова, своими руками собранный или купленный в магазине, — это важнейший инструмент, который применяют все мастера-рихтовальщики. Без него сделать рихтовку попросту невозможно.

споттер

Что касается ручного инструмента, его также можно размножить на типы:

  1. Ударные инструменты, например, киянки и молотки
  2. Ложки и поддержки
  3. Крючки и рычаги для вытягивания металла

Если у вас есть все эти предметы, то ремонт для вас не составит труда. Кроме того, вам понадобятся устройства для шлифования, например, рихтовочный напильник, абразивные смеси, а также некоторые электрические агрегаты.

Стандартные инструменты в наборе каждого автомобиля

Учитывая тенденцию разработки и наличию десятков сотен разных производителей тяжело сказать, что можно найти в современных наборах инструментов для автомобилей. Все же с годами сложился основной перечень необходимых элементов, которые должны быть под рукой любого желающего починить автомобиль. Как правило, выделяют два основных типа наборов, первый это начальный или любительский, второй – профессиональный.

Сразу хочется отметить, что цена набора инструментов прямо пропорционально зависит от количества присутствующих в нем инструментов, а так же с какого металла они изготовлены. Все же рассмотрим, что должно входить в базовый набор и какие инструменты считаются часто используемыми.

Первая и самая незаменимая вещь любого такого набор – пассатижи или так же известные в народе как «плоскогубцы», хотя с последним названием многие спорят, так как есть и другие подобные инструменты с таким же названием. Многие скажут, что без пассатижей не обходится ни один ремонт, будто автомобиль или же любого другого механизма

При выборе стоит обращать внимание на ребристость внутренней части спереди, а так же равномерную площадь прижима. Ручка пассатижей должна быть только резиновой, это гарантия вашей безопасности и отсутствие проводимости тока

Еще один инструмент обязанный быть в наборе, всеми полюбившиеся трещотки. Как многие говорят, набор без трещотки это не набор. Все трещотки двунаправленные, с помощью переключателя-блокиратора двигаются только в одну сторону. Для большего удобства в наборе инструментов должно быть несколько трещоток разных размеров, зачастую в наборе одна большая и две поменьше.

По типу выделяют прямую трещотку, ключ-трещотка и отвертка-трещотка, тем самым упрощая ремонт автомобиля и сокращают затраты времени на ремонт. Сердцевина трещотки должна быть только металлической и никак не пластиковой или с других мягких компонентов.

Следующая обязательная деталь набора – рожковые или рожково-накидные ключи. Последний вариант ключей чаще всего встречается в современных комплектах. Как правило, производитель старается включить в список ключи разных размеров, от небольших размеров 8-14, до больших 15-33. Для профессиональных наборов встречаются самые редкие размеры, менее ходовые, но не менее востребованных при частых ремонтах разных моделей автомобилей.

Одни из самых обязательных элементов набора считаются торцовые головки, от маленьких до больших. Именно их чаще всего используют в пару с трещоткой при ремонте автомобиля. По типу внутренней части различают 6-ти и 12-ти гранные головки, по наружной части – стандартные и удлиненные.Неплохо будет, если помимо стандартной маркировки размеров будут указаны дюймы или куда лучше отдельные дюймовые головки. Это огромный плюс для владельцев заграничных автомобилей, в частности американских. Именно там используют дюймовую метрику, стандартные головки зачастую болтаются или не хватает пару миллиметров.

Не менее важными в комплекте считаются отвертки, а так же набор биток. Как и без ключа, в ремонте автомобиля не обойтись без хорошей отвертки, а разнообразие плоских или крестовидных только упростит процедуру ремонта. Что касается биток, то здесь основную роль играет разновидность, чем больше разных по форме, тем лучше. Зачастую их используют для работы с резьбовыми соединениями разной формы, как правило, нестандартной, где обычной отверткой или ключом никак не открутить крепеж.

Помимо основных перечисленных инструментов в наборе, многие производители так же добавляют шарниры карданного типа, рулетку, разнообразные воротки, набор шестигранных ключей, переходники, нож и другие инструменты, которые могут так же подойти не только для ремонта автомобиля, но и в повседневной жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомастер Гидрикофф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: