Компьютерная диагностика двигателя автомобиля: машина о машине

Ремонт и замена бортового компьютера

Электронные устройства в современном автомобиле – это высокотехнологичные, с большим запасом прочности, приборы, требующие регулярного обслуживания и правильного пользования. Прежде, чем окончательно выйти из строя, и поставить водителя в безвыходное положение, они будут назойливо напоминать о себе. Проигнорировав сигналы бедствия, вы поставите под угрозу жизнеспособность всех элементов, связанных с бортовым компьютером (а это почти все приборы и системы в конструкции автомобиля).

При первых же подозрениях, обратитесь к специалисту. Он, с помощью высокоточных сканеров, считает коды ошибок, проанализирует расшифровку, правильно определит причины неполадок, и найдет пути их устранения.

Чаще всего, устанавливаются следующие причины:

— выход из строя ABS

— расшатывание систем EPS (стабилизация) и ASR (анти пробуксовка)

— разлад в системах круиз- и климат-контроль.

Антиблокировочная система подвергается сильным колебаниям и резким толчкам со стороны ступиц, которые расположены в опасной близости к ABS. Так же на него влияют последствия непрофессионального вмешательства со стороны неквалифицированных автомехаников.

Появление негаснущего сигнала на приборной панели, сигнал для посещения центра техобслуживания. Там проведут диагностику, восстановление системы, смену датчика, а в случае надобности, произведут замену блока.

Вызвать поломку ESP могут: механическое воздействие, замыкание, нарушение герметичности и попадание туда воды. Действия автомеханика такие же, как и при поломке ABS.

Ремонт круиз — контроля — определение состояния переключателей,  восстановление управления, замена компонентов системы.

Проблемы системы климат — контроля связаны с коротким сроком эксплуатации его элементов. Чаще всего ломаются моторчики заслонок или снижение уровня хладагента. Нужно дозаправить кондиционер и заменить компоненты системы.

Соблюдение ряда нехитрых правил поможет избежать поломок электронных систем, а значит сэкономить на дорогостоящем ремонте:

— чистота проводов и контактов

— не запускать двигатель от внешних источников

— не использовать провода, замотанные проволокой

— не допускать повышенной влажности системы.

Заменить бортовой компьютер на недорогой универсальный функционал можно и самостоятельно. Дело это не сложное, и не требует обширных познаний. Однако если речь идет о замене на устройство с мощным программным обеспечением, без квалифицированного специалиста не обойтись.

DashCommand

А что же делать тем, у кого сразу несколько мобильных устройств, работающих не только на Android, но и на «яблочной» платформе iOS? Оказывается, выход есть и из этой ситуации, поскольку существуют универсальные приложения, типа DashCommand, обеспечивающие качественную синхронизацию с любой из этих ОС.

Эта программа также подключается по адаптеру ELM327, выводя все данные на смартфонный дисплей в виде аналоговых приборов, гораздо легче воспринимающихся пользователями.

Конечно же, существует гораздо больше вариантов любительского ПО, позволяющих диагностировать состояние автомобиля. Но наиболее универсальными являются именно эти три, разработанные для платформ Android, Windows и Android/iOS.

Особенности самодиагностики в японских авто

Принцип самодиагностики можно рассмотреть на примере японских авто (к примеру, Ниссана или Тойоты). Месторасположение ЭБУ может различаться — под пассажирским сидением (справа от водителя) или же за панелью (с левой стороны). При этом не забывайте, что данные модели «праворукие».

Самодиагностика в японских авто может иметь несколько режимов. Для выбора подходящего варианта нужно выполнить несколько простых действий:

Основные режимы самодиагностики выглядят следующим образом:

1. Кислородный датчик. Здесь алгоритм следующий:

  • запускайте мотор и грейте его до рабочей температуры;
  • проследите, чтобы селектор располагался в левой позиции;
  • при загорании зеленого светодиода можно говорить об исправности датчика кислорода;
  • если же светодиод не загорается, то датчик кислорода поломан и компьютер считает топливо по умолчанию, то есть по средним параметрам (заблаговременно закладываются  в памяти устройства).

2. Топливовоздушная смесь. В данном случае действия следующие:

  • запускайте мотор и ждите, пока он наберет нужную температуру;
  • наблюдайте за красным светодиодом — он должен мигать с небольшой периодичностью — раз в 2 секунды;
  • при отсутствии свечения красного светодиода можно говорить о чрезмерном обогащении топливовоздушной смеси;
  • при свечении красного светодиода подготовленная горючая смесь является бедной;
  • при загорании двух светодиодов одновременно (зеленого и красного), можно говорить об идеальном составе горючего.

3. Мотор и «коробка». Если при входе в третий режим видны вспышки зеленого и красного светодиодов, то это свидетельствует о неисправности. К примеру, одно возгорание светодиода красного цвета и три возгорания светодиода зеленого цвета подразумевает «13» код. Если же красный светодиод зажегся десять раз, а зеленый — три, то это говорит о 103 коде.

Edge Analysis DataPro

При желании можно синхронизировать работу бортового компьютера с ПК. И если он функционирует на платформе Windows OS, то лучшего варианта, чем EAD не найти, тем более, что ее можно совершенно бесплатно скачать через установленный на устройстве интернет-браузер.

С ее помощью можно отображать на экране стационарного компьютера или лэптопа определенные параметры авто, в случае необходимости выполняя следующие операции:

  1. Произведение проверки по OBD2.
  2. Присвоение параметрам более привычных названий.
  3. Автоградуирование шкал в соответствии с пользовательскими данными.
  4. Выполнение математических расчетов с информационными каналами.
  5. Создание быстрых функций.
  6. Считывание и распечатка диагностических ошибок.
  7. Выведение отчетности по стоп-кадрам в любом моменте по временной шкале.
  8. Контроль кислородного датчика.

Кроме того, благодаря приложению можно всегда знать, готово ли транспортное средство к эксплуатации. Также реально выводить на экран все параметры, кликнув по одной только кнопке, что очень удобно.

Режимы диагностики бортового компьютера

Закономерным явлением считаются всякие неполадки и сбои в бортовой электронике автомобиля. Механические перегрузки, влага, грязь и перегревы приводят к различным неприятностям, требующим немедленной диагностики и устранения. Что может выявить стандартная диагностика:

  1. Размыкание цепи, вследствие замыкания или обрыва проводки различных датчиков
  2. Несовместимость или некорректная идентификация, а так же отсутствие адаптации, вновь установленных или замененных, деталей
  3. Необходимость замены различных элементов систем, вплоть до самого бортового компьютера

Современные модули БК позволяют получить точные результаты самодиагностики, без применения сторонних приборов. Перемыкая соответствующие контакты, по рекомендации подробной инструкции, можно перевести модуль в разные режимы тестирования.

— считка и сброс кодов

— обработка данных с датчиков контроля впрыска и скорости, управление этими функциями

— проверка работы самого БК

— работы дисплея

— калибровка и внесение изменений в индикацию

— регуляция подачи горючего

— климат – контроль, выявление ошибок и корректировка параметров

Общий функционал, конечно, удобный и обширный. Однако, для самостоятельного устранения ошибок и настройки расшатавшейся системы, информации мало. Зачастую, она ограничивается определением места и последствия поломок, без указания причин и методов их устранения. Поэтому профессиональная диагностика, все ровно, необходима.

В чем сущность?

Система управления авто формируется из нескольких элементов:

При обнаружении неисправности водитель видит сигнал, который в зависимости от марки автомобиля может различаться. Как правило, начинает мигать специальная лампа с названием Check или Check Engine (чаще всего она имеет форму двигателя). Весь процесс проверки ключевых систем носит название самодиагностики.

Одновременно с выявлением неисправности и загоранием лампы происходит пуск аварийной программы. Последняя будет активна до тех пор, пока владелец или специалисты на СТО не устранят поломку. После ремонта параметры датчиков приходят в норму, а сигнал на приборной панели пропадает. В свою очередь, система управления переходит в стандартный режим работы.

Обязательная опция в системе — запись информации (кодов ошибок), которые могут быть считаны владельцем или специалистом на СТО в любое удобное время. По номерам кодов можно судить, с какими узлами были проблемы, и в какой временной промежуток.

Установка и настройка. Ничего сложного

Установку нового бортового компьютера на свой автомобиль лучше и дешевле сделать в дилерских сервисных центрах, где заранее выясняется стоимость конкретной модели устройства и цену услуги, а также, согласовывается место установки в автомобиле. Это могут быть: в специально отведенное для него, место под заглушкой, отверстие на панели для магнитолы, место штатных часов, лобовое стекло, над зеркалом.

На примере установки в место для часов, рассмотрим алгоритм действия:

  1. Вынуть разъем ЭБУ, предварительно сняв «массу» с АКБ, чтобы не навредить блоку.
  2. Отсоединить часы и снять заглушку
  3. Поставить на его место прибор и соединить питание
  4. Замкнуть контакты прибора на разъем ЭБУ. Нужно убедиться, что клеммы прикручены до упора.
  5. После подключения требуется калибровка и настройка прибора. В этом нет ничего сложного, просто нужно следовать указаниям установщика, или внимательно прочитать инструкцию.

Классификация бортовых компьютеров

Различают два типа бортовых компьютеров:

  1. узконаправленные

— маршрутные

— управляющие, электронные блоки управления

— сервисные, предназначенные для самодиагностики.

  1. универсальные.

Маршрутные – созданы для расчета и отражения данных о движении автомобиля. Новые модификации имеют спутниковый навигатор. Способности такой разновидности ограничены следующими функциями:

— определение скорости (в расчетный период)

— потребление горючего

— построение направления пути

— расстояние до конца поездки

— сколько пройдено и сколько осталось до конца маршрута

— расчет времени – в пути и до конца маршрут

— расчет стоимости поездки

У разных производителей функции маршрутных бортовиков могут различаться, однако эти основные возможности есть у всех.

Информация показывается на ЖК или ОЛЭД экране, встроенную в саму конструкцию или выведенную на приборную доску в салоне. Часто в авто такой компьютер становится звеном в общей системе.

Сервисные – призванные определять неполадки в автомобиле. Еще одно его призвание – облегчить общую диагностику транспортного средства. Он собирает коды (текущие, переменные), сохраняет для считывания. Он осуществляет:

— сбор данных об электрической сети

— мониторинг тормозной системы

— диагностика системы двигателя

— постоянное снятие показаний с датчиков масла

— сохранение информации в памяти

Они тоже интегрируются в общую систему контроля.

Блоки управления – они определяет параметры и управляет работой самого мотора и целого ряда вспомогательных узлов.

Универсальные – мультифункциональные, с большим охватом подконтрольных систем, и расширенным функционалом. Это полноценный компьютер, аналогичный ПК (если снять его с автомобиля и поставить дома, вполне может заменить ПК). Он обладает достоинствами всех узкоспециализированных видов, имеет много дополнительных функций. Снабжен блок цветным сенсорным дисплеем. Устанавливается на приборной панели, в отсек для магнитолы. Функционал таких устройств, включает в себя:

— фиксирование, сохранение и расшифровку кодов ошибки

— графики узкоспециализированных модулей в своем составе (маршрутный, сервисный)

— разработка и запоминание маршрутов

— контроль, за расходными материалами (качества, интервала замены, текущего уровня)

 — мониторинг узлов и компонентов автомобиля, фиксация текущих параметров, характеристики износа.

— управление и фиксация параметров двигателя

— вывод данных с датчиков радара парктроника

Всего около 200 функций.

Одними из наиболее популярных и востребованных, считаются приборы компании MULTITRONICS.  Есть некоторые модели других фирм, неплохо выдерживающие конкуренцию.

Удаление кодов неисправности

После ремонта все коды следует удалить из памяти блока управления, иначе блок будет ошибочно учитывать их при последующем управлении системами автомобиля.

Применяют три метода удаления (стирания) кодов неисправностей:

  1. Стирание кодов по команде со сканера, подключенного к диагностическому разъему. На некоторых автомобилях ранних моделей такая процедура невозможна, поскольку она не поддерживается блоком управления. Этот метод является наиболее предпочтительным и рекомендуемым производителями.
  2. Если нет сканера или электронный блок не поддерживает стирание кодов сканером, следует отключить питание блока путем извлечения соответствующего предохранителя. Вместе с кодами ошибок из памяти блока сотрется и информация для адаптивного управления.
  3. Отключение от «массы» шины аккумуляторной батареи. Следует иметь в виду, что в этом случае вместе с кодами стирается и прочая информация (установка времени на электронных часах, коды радиоприемника и т.д.).

Основными возможностями сканеров являются следующие:

  1. диагностирование блоков управления:
    • вывод из памяти данных о неисправностях
    • отображение фактических значений измеряемых параметров
    • управление исполнительными механизмами
    • обеспечение вывода графической информации с фактическими значениями во время тестирования (кривые зависимости от времени)
    • использование других специальных возможностей блока управления таких, как, например, сброс интервала обслуживания
    • отображение расположения мест установки и распределения контактов диагностических разъемов
  2. Использование программного обеспечения:
    • проверка компонентов, схемы электрических соединений, положения установки компонентов
    • нормативные данные по проверяемым параметрам
    • инструкции по сборке/установке, информация по техническому обслуживанию
    • поиск и заказ неисправного оборудования
  3. Использование мультиметра:
    • проведение измерений напряжения
    • проведение измерений сопротивления
    • проведение измерений силы тока
  4. Использование осциллографа для регистрации значений, полученных при тестировании

Наиболее функционально совершенным дилерским сканерам часто присуща и такая функция, как репрограмминг (чип тюнинг). Она заключается в способности сканера вносить изменения или дополнения в программу блока управления системой автомобиля. Репрограмминг может пригодиться, если, программное обеспечение системы управления содержит ошибки, выявленные при эксплуатации, когда производитель автомобилей выпускает очередную, усовершенствованную модель, при установке нового ЭБУ, сброса адаптации ЭБУ после ремонта и т.д.

В странах Западной Европы существует правило, согласно которому все автомобили, подвергшиеся послепродажному вмешательству в электронный блок управления двигателем, обязаны регистрировать изменения по специальному стандарту или у сертифицированных специалистов. Те автомобили, чьи владельцы будут исправлять внесенные изменения вместо регистрации, запрещаются к использованию. Дело в том, что на предприятии-изготовителе в электронный блок управления двигателем каждого автомобиля устанавливают определенные параметры, такие как электронная «отсечка» частоты вращения коленчатого вала и уровень токсичных веществ в отработавших газах, что зачастую существенно ограничивает реальные возможности двигателя. После несанкционированного изменения параметров системы электронного блока управления, автомобиль может не соответствовать экологическим стандартам.

У некоторых моделей и марок, наряду со стандартным набором средств и методов OBD-II, по-прежнему используются специализированные протоколы, посредством которых можно получить гораздо больше данных о состоянии двигателя, коробки передач и других систем, управляемых автомобильными контроллерами. Обычно такие внутренние стандарты производителей позволяют работать только с дилерскими приборами. Эти сканеры используются для диагностирования автомобилей только одной марки. Применение таких сканеров вследствие их узкой специализации ограничивается отдельными предприятиями автосервиса, обслуживающими автомобили конкретных моделей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомастер Гидрикофф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: