10 лучших программ для диагностики автомобилей

Как считываются коды

При диагностике главной задачей эксперта является идентифицировать ошибку, которую выдает бортовой компьютер автомобиля. Сделать это посредством считывания кодов, которые выдает электронная система. Считать их можно двумя способами. Первый практически не используется – при помощи светодиодного пробника или контрольной диагностической лампы. Второй метод современный – сканером. Это устройство не только считывает коды, но и расшифровывает их.

При компьютерной диагностике считывание кодов позволяет выявлять до 90% всех поломок. Конечно, этот метод нельзя назвать идеальным, поскольку для проведения полной диагностики требуется визуальный осмотр автомобиля.

Лучшие программы для OBD2 на Андроид

Опции, доступные во время самостоятельной диагностики транспортного средства, зависят напрямую от установленной на гаджет утилиты. Не все программы предлагают большой функционал, интересные дополнительные опции. Не у всех машин установлено много датчиков, которые открывали бы перед вами больше данных об авто, тем самым предоставляя шанс проводить больше настроек.

Если вы владеете гаджетом на операционной системе Android, то для работы с OBD 2 в сети вы найдете много полезных программ. Некоторые владельцы Андроид устройств инсталлируют пару программ сразу, пытаясь на практике узнать, какое из них для их конкретного авто лучше.

Но даже остановиться на нескольких софтах под OBD2 бывает сложно. Учитывайте собственные предпочтения, модель и марку машины, год ее выпуска

Обратите внимание на лучшие, по мнению широкой аудитории, программки, которые вы можете скачать в пару кликов/тапов с официального сайта

Программы для диагностики автомобилей на русском языке, совместимые с автосканером ELM327 Bluetooth ODB2

Автосканер ELM327 совместим с достаточно большим количеством программ для диагностики автомобилей на русском языке (как платных, так и бесплатных). Мы рассмотрим лишь три самых популярных приложения, работающих под управлением ОС Андроид, и поддерживающих передачу данных по протоколу Bluetooth.

Обычно программное обеспечение (как под Android, так и под Windows) идет в комплекте с автосканером на CD-диске, но его также можно без проблем скачать на планшет или смартфон из Google Play.

1. Torque (версии Lite и Pro)

В Google Play приложение Torque доступно в двух вариантах – бесплатном Lite и полном Pro. В части функциональности возможности Torque Pro интереснее, но для проверки работоспособности автосканера и его совместимости с вашим автомобилем можно использовать и бесплатную версию, тем более что она тоже может показывать многие параметры и выполнять сброс ошибок.

Основные возможности программы Torque:

  • Диагностика ошибок Check-Engine;
  • Отображение параметров в реальном времени на виртуальной приборной панели;
  • Диагностика датчиков кислорода;
  • Предупреждение о критических значениях параметров;
  • Ведение логов с широким выбором параметров;
  • Приблизительный расчет стоимости поездок, расхода бензина;
  • Запись видео поездки с наложением карты и показания датчиков (с помощью плагина TrackRecorder);
  • Telnet-сервер для непосредственного взаимодействия с адаптером (для разработчиков).

К недостаткам программы можно отнести лишь частичную русификацию (даже в платной версии), но несмотря на это, данное приложение имеет больше всего положительных отзывов в сервисе Google Play.

Видео-инструкцию по работе с приложением Torque смотрите в конце этой статьи.

2. OBD Авто Доктор

Принцип работы приложения OBD Авто Доктор, как и всех подобных программ – это чтение динамических и сохраненных параметров из блока управления двигателем (ECU) автомобилей поддерживающих стандарт OBD2. Отличная программа на русском языке для диагностики автомобилей, как отечественного, так и иностранного производства, при помощи автосканера ELM327.

Возможности приложения OBD Авто Доктор:

  • Чтение ошибок и их расшифровка (DTC память);
  • Стирание ошибок (погасить лампочку MIL – Check Engine), а также других сохраняемых параметров;
  • Чтение параметров в режиме реального времени:
    • Обороты двигателя;
    • Нагрузка двигателя;
    • Температура охлаждающей жидкости;
    • Состояние топливной системы;
    • Скорость движения автомобиля;
    • Долгосрочный расход топлива;
    • Абсолютное давление воздуха;
    • Опережение зажигания;
    • Температура всасываемого воздуха;
    • Массовый расход воздуха;
    • Положение дроссельной заслонки;
    • Лямбда-зонд (коррекция режима двигателя);
    • Давление топлива;
    • И другое – зависит от конкретного автомобиля.
  • Чтение VIN номера кузова.

Приложение полностью на русском языке, имеет порядка 10 тысяч положительных отзывов в Google Play и распространяется разработчиком бесплатно.

3. OpenDiag Mobile

OpenDiag Mobile – это мобильное приложение проекта OpenDiag, разработанное под Андроид. Оно предназначено для диагностики автомобильных систем инжекторных автомобилей российского производства, с применением адаптеров ELM 327. По функционалу приложение OpenDiagMobile, на наш взгляд, обладает наиболее широкими возможностями, в сравнении с аналогичными программами.

Перечень поддерживаемых OpenDiag Mobile блоков по протоколу Bluetooth:

ВАЗ:

  • BOSCH M1.5.4 R83
  • BOSCH M1.5.4 E2
  • BOSCH MP7.0 E3
  • BOSCH MP7.0 E2
  • BOSCH M7.9.7 E3/E4
  • BOSCH M7.9.7 E2
  • BOSCH ME17.9.7
  • Январь-5 R83
  • Январь-5 E2
  • Январь 7.2 E2
  • Ителма VS5.1 E2
  • Ителма VS5.1 R83
  • Ителма/Автэл M73 E3
  • Ителма M74
  • Ителма M74K (Классика)
  • Ителма M74CAN
  • Ителма M74CAN MAP
  • Ителма M75

ГАЗ / УАЗ:

  • Микас VS8 E2
  • Микас 11 E2

ЗАЗ:

  • Микас 10.3/11.3
  • Микас 7.6

Приложение полностью на русском языке, имеет несколько тысяч положительных отзывов в Google Play и распространяется разработчиком бесплатно.

DashCommand

DashCommand можно установить бесплатно, но время использования демоверсии всего 30 минут, после чего будет предложено купить полную версию за 10 долларов. В этой программе больше показателей отчетности и есть различные диаграммы, которые отсутствуют в Piston. Именно поэтому профессиональные механики чаще используют DashCommand.

После запуска приложения нужно будет согласиться с условиями использования, а затем выполнить несколько шагов по настройке, чтобы получать более точную информацию. Нажмите на кнопку «автомобиль» в главном меню, чтобы добавить информацию о машине (год, марка, модель и двигатель). Как только этот этап будет завершен, выйдите из меню и подключитесь к адаптеру, нажав на значок подключения в середине экрана. Если у вас возникли проблемы с подключением, отсоедините адаптер OBD-II на несколько секунд, а затем повторите попытку.

После подключения вы сможете просматривать данные в реальном времени на различных диаграммах почти без задержек, нажав на кнопку Dashboards и выбрав один из вариантов внизу. В других разделах можно получить доступ к нескольким другим отчетам и функциям, большинство из которых являются бесплатными в течение пробного периода. К сожалению, чтение кодов двигателя требует покупки полной версии.

Хотя, некоторые автомеханики используют бесплатную версию — им ее вполне хватает. Правда, необходимо каждые 30 минут сбрасывать период оценки софта. Для этого необходимо зайти в меню настроек и найти пункт «Хранение» в списке. Затем перейдите к DashCommand и, оказавшись внутри папки, нажмите кнопку «Очистить данные». Чтобы получить полное представление о том, что приложение может сделать, прочитайте руководство пользователя DashCommand.

Пошаговая инструкция по самостоятельной диагностике с помощью сканера и устранению неисправностей

Наиболее частый случай, когда автолюбитель использует автосканер как диагностическое устройство, — индикация лампочки «CHECK ENGINE», т.е. появление на приборной панели информации об ошибке двигателя.

Лучше всего начать ремонт на холодном двигателе в светлое время суток. Итак, по пунктам:

Шаг 1. Производим поиск диагностического разъема OBD-II

Это касается автомобилей после 2000 годов выпуска. Если автомобиль постарше, разъем может быть иной формы, придется воспользоваться переходником, если он имеется.

Видео — как работает сканер для самостоятельной диагностики автомобилей любой марки:

Сведение о расположении диагностического разъема можно найти в интернете. В большинстве современных авто – в области левого колена водителя. Подсоединяем диагностический сканер в гнездо разъема. Соединяем сканер с компьютером (планшетом, телефоном) программно и технически.

Шаг 2. Запускаем программу диагностики ошибок

После появления списка ошибок (обычно он идет вместе с расшифровкой кода) переписываем коды вместе с расшифровкой в блокнот.

Зачем? После удаления ошибок в процессе диагностики часть ошибок может стереться, но в процессе езды снова появиться. Так часто происходит с ошибками датчиков ABS. Поэтому необходимо сразу с этими ошибками разобраться, чтобы не возвращаться к ним снова.

Часть ошибок может быть помечено, как неизвестные. В этом случае проще порыться в интернете по запросам «код ошибки + марка диагностируемого автомобиля». Наверняка, информация найдется.

Есть еще вариант – двигатель не хочет диагностироваться. Обычно это свидетельствует о том, что на блок управления двигателем не подается питающее напряжение. Возможные причины:

  • неисправность электропроводки к блоку управления двигателем;
  • перегорание предохранителей цепей управления двигателем;
  • неисправность главного реле (часто встречается во французских авто).

Сам блок управления двигателем перегорает в автомобилях в последнюю очередь, хотя и такие случаи бывают.

Довольно часто встречающийся случай – автомобиль диагностируется «невпопад», то есть при каждом новом диагностировании появляются новые ошибки. Наиболее вероятная причина – плохая масса автомобиля. Необходимо проверить цепи минус аккумулятора -кузов — двигатель.

Шаг 3. Определяем неисправный элемент

После расшифровки ошибок переходим к определению возможного места либо узла неисправности. Не следует сразу менять узел, на неисправность которого показала диагностика.

Практика показывает, что более чем в половине случаев причина неисправности – «нет контакта там, где он должен быть или есть контакт, где не должен». Говоря техническим языком, обрыв или короткое замыкание.

Если нет навыков контроля исправности датчиков или других элементов схемы, все равно надо отсоединить разъем от него, посмотреть на контакты, поджать их на всякий случай.

Очень хороший вариант – «подбросить» на место подозреваемого узла заведомо исправный. В таком случае на 100% можно определиться, в нем ли дело. Поскольку, если купить новый узел и установить его в авто, никто уже назад из продавцов его не примет.

Дополнительные работы

Для более подробной диагностики осмотрите автомобиль на предмет повреждений кузова. Обязательно проверьте уровень всех технических жидкостей. Осмотрите подвеску и рулевое на предмет наличия люфтов. Обязательно измеряется компрессия. Ее значения должны колебаться в пределах от 9,5 до 11 атмосфер.

При этом показания всех цилиндров должны быть примерно одинаковыми. Существенная разница между ними служит основанием повнимательнее присмотреться к мотору. Также нужно проверить состояние аккумулятора. Напряжение должно быть около 12,7 — 13,5 В (бывает по разному). Из дополнительных проверок окажется нелишним проверка регулировки клапанов. Зажатие одного или нескольких клапанов выдаст ошибку питания двигателя. Чтобы не перекапывать инжектор зря, лучше заранее проверить состояние клапанов. Проверьте работоспособность свечей и высоковольтников (высоковольтных катушек).

Системы самодиагностики

Вплоть до конца 60-х годов электрическое оснащение автотранспортных средств относилось к системам старта, зарядки аккумулятора, зажигания, сигналам предупреждения и световым устройствам.

При отказе какой-нибудь из систем проверка и выявление неисправного узла производилась с помощью обычного тестера (устройства для измерения напряжений, токов и сопротивлений). В настоящее время мультиметр (цифровой тестер) также является одним из основных средств контроля любого электрика.

В середине 60-х годов VolksWagen освоил производство первых автомобилей с электронным блоком управления подачей топлива «Elefant». По праву его можно назвать прародителем современных систем управления автомобилем.

В конце 70-х разработчики электронных систем управления (двигателем, трансмиссией, тормозной системой и др.) начали разрабатывать программно-схемотехнические решения, которые могли самостоятельно диагностировать неисправность элементов систем. Легковые автомобили начали оснащаться такими системами самодиагностики уже с начала 80-х.

Принцип работы с системой самодиагностики прост. Имеется диагностический разъем с множеством контактов. Согласно руководству по ремонту и эксплуатации автомобиля замыкаются определенные контакты разъема, если необходимо вставляется пробник, затем считываются и расшифровываются коды самодиагностики.

Например, для большинства автомобилей Ford используется разъем треугольной формы, как показано на рисунке 1.

Согласно инструкции необходимо подключить положительный контакт светодиодного пробника к + аккумуляторной батареи, отрицательный – к контакту 17 диагностического разъема. Далее закоротить контакты 40 и 48. Включить зажигание. Светодиодный пробник начнет моргать пакетами импульсов.

По количеству морганий пробника считывается код, который затем расшифровывается с помощью прилагаемой таблицы. Светодиодный пробник можно изготовить самостоятельно, последовательно соединив маломощный светодиод и резистор номиналом 500-2000 Ом.

Для различных марок автомобилей применяются различные диагностические разъемы, например для Hyundai применяется 12-ти пиновый разъем. Для проведения диагностики пробник подключается к 1 и 12 контактам.

Надо отметить, что и многие современные автомобили имеют возможность самодиагностики. Как правило, производители не афишируют такие опции. Но если хорошо поискать в сети, можно найти комбинацию включения-выключения различных органов управления автомобиля, которые запускают процесс самодиагностики.

Так, чтобы считать диагностические коды автомобилей Crysler, необходимо три раза выключить-включить зажигание. Коды диагностики затем будут последовательно демонстрироваться на цифровой панели одометра.

С широким внедрением персональных компьютеров для автоматизации процесса диагностики стали использовать различные протоколы и интерфейсы, с помощью которых автомобиль подключался посредством кабеля к персональному компьютеру, загружалась определенная программа, и производилось считывание и расшифровка ошибок. Пришел век компьютерной диагностики.

Распиновка (схема подключения) OBD2 разъема

Схема подключения выводов стандартного OBD2 16-ти пинового разъема, используемого в большинстве современных легковых автомобилей, представлена на рисунке:

Назначение выводов:

  1. устанавливается производителем;
  2. шина J1850;
  3. устанавливается производителем;
  4. масса авто;
  5. сигнальная земля;
  6. CAN-шина высокий уровень;
  7. K-Line шина;
  8. устанавливается производителем;
  9. устанавливается производителем;
  10. шина J1850;
  11. устанавливается производителем;
  12. устанавливается производителем;
  13. устанавливается производителем;
  14. шина CAN J2284;
  15. L-Line шина;
  16. плюс с АКБ.

Основные при диагностировании это CAN и K-L-Line шины. В процессе проведения диагностических работ они путем обмена информации по соответствующим протоколам опрашивают блоки управления автомобиля, получая информацию об ошибках в виде унифицированных кодов.

В некоторых случаях диагностическое устройство не может связаться с блоками управления. Это чаще всего связано с неисправностью CAN-шины: коротким замыканием или обрывом. Часто CAN-шину замыкают неисправности в блоках управления, например, ABS. Эту проблему можно решить отключением отдельных блоков.

Если потеряна связь по OBD-диагностике, сначала проверяют, родная ли магнитола установлена на авто. Иногда нештатная автомагнитола закорачивает К-Line шину.

Для большей верности при этом необходимо отключить магнитолу.

К выводам, назначение которых определяет производитель, обычно напрямую подключаются диагностические сигналы конкретных блоков управления (ABS, подушек безопасности SRS, кузовом и др.)

Программы диагностирования автомобилей для ОС Windows

Даже самая лучшая программа для Android и стандарта OBD2 не в состоянии отображать характеристики работы всех контролируемых датчиками систем в наиболее удобоваримом формате. Причине вполне прозаична – относительно небольшие размеры экрана, не позволяющие строить диаграммы и графики в лёгком для интерпретации масштабе. Зато с этой задачей отлично справляются программы для Виндовс, возможности которых зачастую намного шире, чем у мобильных аналогов. Впрочем, почему нетбук или ноутбук нельзя рассматривать в качестве мобильного устройства? Итак, представляем небольшой список популярных приложений для диагностирования автомобилей на платформе Windows.

ScanMaster ELM

Как видно из названия, софт умеет работать с ЭБУ посредством связи с компьютером через автосканер семейства ELM327, благо у нас в стране именно эти устройства являются самыми распространёнными. Программа умеет диагностировать на предмет наличия ошибок все системы автомобиля.

FORScan

Полностью русифицированное приложение, также работающее через диагностический адаптер ELM327. Обладает расширенным функционалом, позволяя диагностировать состояние системы АБМ и подушек безопасности. Изначально создавалась для автомобилей Форд, безупречно работает и с автомобилями Mazda, хотя базовый набор возможностей позволяет использовать FORScan для работы с большинством марок.

ScanXL Professional

Полнофункциональный аналог ScanMaster, работающий в связке OBD2/ELM327. Обладает расширенными возможностями (на дилерском уровне) в плане диагностирования состояния автомобилей Ford/GM/Mazda.

ELMConfig

Ещё одно Windows-приложение, предназначенное для работы преимущественно с машинами марки Форд. Особенностью программы является поддержка ЭБУ, устанавливаемые на авто платформы C1 (Ford Focus/С307, Ford C-Max/C214, Ford Kuga/C394).

MotorData

Достаточно простая в использовании программа, которая при подключении к бортовому компьютеру через сканер ELM327 позволяет выполнять диагностику в режиме реального времени. Позволяет получать стоп-кадры работы основных систем современного автомобиля, записывать динамику их функционирования на магнитный носитель, производить считывание кодов обнаруженных неисправностей, а также очищать память ЭБУ от ошибок.

TECU 2

Функциональное приложение для платформы Windows, предназначенное для диагностирования большого спектра японских/корейских авто. В частности, понимает команды протокола OBD2 (стандарты ISO9141/ ISO14230, поддерживаемые в автомобилях Hyundai, Honda), протокола JDM, используемого производителями автомобилей Toyota/Lexus, ниссановского протокола Consult I/II, частично – протокола Delphi MT20U (БК Cherry Tiggo), протокола MUTII (Mitsubishi), протокола БК автомобилей Daihatsu.

OpenDiagPro

Владельцы отечественных автомобилей могут использовать эту программу для диагностики узлов и агрегатов инжекторных транспортных средств. В сети доступны как бесплатные, так и платные версии приложения. Последние отличаются расширенным функционалом, поддержка бесплатной версии осуществляться больше не будет (касательно возможностей программы, баги и ошибки будут по-прежнему исправляться).

PCMScan

Ещё один аналог ScanMaster, обладающий русифицированным интерфейсом. Работает с ЭБУ по протоколу ОБД2, умеет считывать и интерпретировать коды ошибок, отсылать данные в виде текстов, диаграмм и графиков на печать, очищать память бортового компьютера. Имеется версия для MAC OS.

Tiggo Diag

Приложение, предназначенное для диагностики большинства китайских автомобилей (Chery, Great Wall, BYD, Geely и др.). Функционала программы достаточно для качественной проверки состояния вашего автомобиля с использованием автосканеров на базе чипа ELM327.

Программы и драйвера под различные ОС на ПК и смартфоны (планшеты)

ScanMaster ELM 2.1

Самая универсальная и функциональная elm327 программа. Отлично работает как с иномарками, так и с автомобилями Российского производства. Рекомендуем начинать диагностику именно с этой программы.

Работает с адаптерами: USB, Bluetooth, Wi-Fi

OpenDiag

Программа для диагностики всех моделей русского автопрома (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и др.). Поддерживает несколько видов адаптеров, в том числе и elm327. Это самая удобная программа для диагностики русских авто. Если у Вас русский автомобиль, то рекомендуем использовать именно эту программу.

Работает с адаптерами: USB, Bluetooth

FORScan

Эта elm 327 программа создана специально для автомобилей марок: FORD, Mazda, Lincoln и Mercury. Она имеет огромные возможности, сканирует все блоки авто, включая подушки безопасности, ABS и прочее. Есть возможность конфигурации и программирования параметров.

Работает с адаптерами: USB, Bluetooth, Wi-Fi

ELMConfig

Эта программа так же для автомобилей FORD. Умеет работать со всеми модулями авто, а так же, помимо диагностики, даёт возможность калибровки и конфигурирования.

Работает с адаптерами: USB

ScanXL

Программа отлично работает со множеством марок автомобилей и имеет отличный набор функций.

Работает с адаптерами: USB

PROScan

Это универсальная elm327 программа. Имеет все необходимые функции: замеряет параметры, строит графики, считывает и стирает ошибки и многое другое. К сожалению русского языка нет.

Работает с адаптерами: USB

TiggoDiag 1.2.0.3

Программа для диагностики автомобилей Cherry Tiggo, GreatWall и некоторых моделей Mitsubishi с помощью адаптера ELM327.

Работает с адаптерами: USB

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомастер Гидрикофф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: